Губернатор НАО побывал с рабочей поездкой на Северном и Западном Хоседаюском месторождениях
До Северо-Хоседаюского месторождения полтора часа лёту от Нарьян-Мара. Вокруг – бескрайние просторы тундры, по которым тянутся металлические вены трубопроводов. Ближе к месторождению виднеется ещё одна артерия – гравийная дорога, связывающая Северное и Западное Хоседаю.
Внизу показался небольшой городок: белые домики вахтовиков, паутины труб и огромные резервуары с нефтью. За 2021 год «РУСВЬЕТПЕТРО» добыла три миллиона тонн нефти, инвестировала более 5,5 млрд рублей в производственные мощности, оборудование, экологическую безопасность.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
На Северном Хоседаю открыто 89 скважин: из них 82 действующих, 62 – в работе, 11 – нагнетательных, которые нужны для поддержания пластового давления. Месторождение было открыто в 1984 году, с 2010 началось активное освоение.
С начала разработки месторождения добыто 25 млн 800 тысяч кубометров нефтесодержащей жидкости (НСЖ), из них 10 млн тонн – нефть. В среднем за сутки здесь добывают 2,57 тонны нефти.
На Западном Хоседаю ещё 102 добывающих и 5 нагнетательных скважин. Среднесуточная добыча – 6 980 кубометров НСЖ, 3 100 тонн нефти.
Экология в приоритете
Одна из целей рабочей поездки губернатора НАО на месторождения – проверка экологической безопасности.
В 2021 году на месторождениях региона, где работает «РУСВЬЕТПЕТРО», произошло 0 аварий и инцидентов с ущербом природе.
Мониторинг кустов – объединений скважин, которые находятся на близком расстоянии друг от друга, отдельных скважин, а также трубопроводов, по которым транспортируются нефть, идёт в режиме онлайн круглые сутки.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– Это всё необходимо для контроля оборудования, которое мы эксплуатируем. В режиме онлайн технолог, начальник смены видят, как работает скважина, замеры тоннажа нефти и кубов нефтесодержащей жидкости, давление и температуру НСЖ. Мы можем дистанционно изменить режим работы, запустить или остановить работу скважины. Внедряется система видеонаблюдения на кустах: здесь видна сама площадка, подрядчики не работают, нефтегазопроявлений нет, – объясняет начальник центрального поста управления Северо-Хоседаюского месторождения Максим Михайловский.
В случае аварии участок на мониторе загорается красным, указывается причина ошибки. Начальник смены оперативно передаёт информацию коллегам.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
Кроме того, на трубопроводах установлены автоматические задвижки: достаточно нажать кнопку и подача нефти будет приостановлена или возобновлена.
Для усиления контроля используются беспилотники: раз в неделю квадрокоптер пролетает над трубопроводом порядка 100 километров, фиксирует картинку, которую после отсмотрят в центре мониторинга.
Это не исключает и спутниковой съёмки, которая показывает тёмные пятна или внезапные термоточки.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– Вы представляете компанию, которая очень много вкладывает в промышленную и экологическую безопасность. Для нас важно чтобы, добывая нефть, недропользователи бережно относились к нашей природе. К вам можно экскурсии предприятий возить, у которых эти современные технологии до сих пор не применяются, – отмечает глава региона Юрий Бездудный.
Живой символ
Живой символ бережного отношения компании к природе – олень Алексей. Подранок прибился к кустовой площадке 2ГИС на Северном Хоседаю в январе. Буровики выходили бедолагу.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– У него нет никакого клейма. Была зима, животное поранило ногу, прихрамывало, пришло сюда. Ногу ему солидолом лечили, больше ничего не было. Так и живёт тут, всё ест. На восьмом кусте у нас живёт олениха, но они никак не встретятся: слишком далеко. Сейчас пятую скважину добуриваем, бригаде надо будет переезжать. Надеемся, Лёха с нами пойдёт. Это уже наш символ, – смеётся мастер первой бригады по добыче нефти Алан Гулаев.
Остановись – подумай – сделай
Экологический и производственный контроль начинается с принципа «Остановись – подумай – сделай». Опасные производственные объекты не прощают поспешных решений.
На каждом этапе – свой контроль. Например, перед введением в эксплуатацию трубы проверяются с помощью избыточного давления, ультразвука и рентгена. Если шов выполнен безупречно, дефектов нет – можно использовать.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– На особо важных участках нефтепровода трубы дополнительно проверяют магнисканом – это прибор для сплошной внутритрубной диагностики. Он способен выявить малейшие неисправности в теле трубы, сварочных швах. После такого обследования можно быть уверенным, что устройство готово к эксплуатации на 100%, – говорит Алексей Побежимов. Он оценивает участников конкурса «Лучший по профессии» в компетенции «Электрогазосварщик».
На этапе подготовки нефти к товарному состоянию и дальнейшей транспортировки также всё автоматизировано.
Поясним, товарная нефть – продукт, готовый к отправке потребителю. Для этого добытая нефтесодержащая жидкость обессоливается и дегазифицируется.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– В операторной центрального пункта сбора и подготовки нефти (ЦПС) осуществляется контроль за технологическим процессом подготовки нефти первого класса всех объектов компании «РУСВЬЕТПЕТРО». Всё проводится с помощью автоматической системы диспетчерского управления. Производительность ЦПС – 4 млн тонн нефти в год, это около 11 тонн нефти в сутки, – объясняет начальник смены ЦПС Андрей Гончаров.
Человеческая жизнь дороже барреля нефти
Конкурс «Лучший по профессии», который проводится среди сотрудников группы компаний «Зарубежнефть» (в ГК входит в том числе компания «РУСВЬЕТПЕТРО» – прим. ред.), – тоже можно назвать одним из этапов контроля. Здесь специалисты разных направлений показывают своё мастерство.
Антон Моргунов участвует в компетенции «Оператор добычи нефти и газа». Он выполняет конкурсное задание, последовательно объясняя жюри каждое своё действие.
– Удаляю остатки ленты фум. Проверяю состояние резьбы. Наматываю новую фум. Для удаления газоконденсата и примесей делаю небольшую продувку. Уважаемые жюри, прошу не находиться в опасной зоне. Плавно открыл кран, затем закрыл, – говорит Антон.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
Когда блок выполнен, конкурсант осматривает место проведения работ, относит инструменты на место.
– При выполнении задания соблюдались все правила охраны окружающей среды и производственной системы. Ведь человеческая жизнь дороже барреля нефти, – подводит итоги Антон Моргунов.
Город посреди тундры
«Лучший по профессии» – это и возможность скрасить время, посоревновавшись с коллегами.
Нефтянка на Севере – производство безостановочное. Трудятся здесь вахтами. Желание пожить вдали от городской суеты быстро сменяется ощущением дня сурка: завтраки и обеды по расписанию, работа, сон, снова на смену.
Чтобы рабочим было комфортно в вахтовом городке, недропользователи стараются создать условия, приближённые к жизни вне вахты: здесь есть бильярдный стол, тренажёрный зал, музыкальная комната, где можно сыграть на клавишных, барабане или гитаре.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
Не хватает разве что кинотеатра, однако, посмотреть фильм можно по телевизору или на планшете – в блоках работает вай-фай.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– В дальнейшем планируется протянуть сюда оптоволокно, – поясняет заместитель генерального директора по добыче АО «Зарубежнефть» Олег Акимов.
– Мы сейчас тянем в Нарьян-Мар резервный канал связи от Харьяги. Прошли уже приличное расстояние. Вам также можно протянуть кабель оттуда, – отмечает Юрий Бездудный.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
В больших планах компании и провести на Северо-Хоседаюское месторождение энергетику. Сейчас электроэнергия на промысле обеспечивается за счёт попутного нефтяного газа. В плане оборудования «РУСВЬЕТПЕТРО» – пионеры импортозамещения.
– На электростанции установлен танковый двигатель отечественного производства. Он работает на любом жидком топливе – газ, нефть, отработка, масло. Танковый мотор мощностью 1200 лошадиных сил понизили до 800 лошадей, установили полгода назад, – делятся инженеры «РУСВЬЕТПЕТРО».
На связи с окружной больницей
Долгая вахта на опасном объекте – всегда риск здоровью. В компаниях «Зарубежнефти» внедрена концепция нулевого травматизма – Vision Zero, которая включает в себя охрану труда, производственную безопасность и благополучие сотрудников на всех уровнях производства.
Так, перед сменой сотрудники должны получить специальный допуск. Для этого нужно измерить давление, температуру, пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
В экстренных ситуациях фельдшеры, работающие на Северном Хоседаю, всегда на связи с Ненецкой окружной больницей. В этом году благодаря телемедицине удалось спасти человека: у мужчины вылезла грыжа, медики сказали – срочно эвакуировать.
Всего с начала года на месторождения совершено два рейса санавиации, три консультации с НОБ.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– Система телемедицины позволяет быть на связи с докторами больницы Нарьян-Мара. Это очень помогает в работе, мы можем поставить точный диагноз пациенту и решить вопросы госпитализации или планового лечения. В нашем кабинете также есть кислородный концентратор, который из воздуха преобразует кислород, монитор пациента для ЭКГ, измерения давления, частоты сердечных сокращений, сатурации, – рассказывает фельдшер Галина Будюкова.
Вне санкций
Во время рабочей поездки глава региона обсудил с руководством компании рабочие вопросы о добыче и реализации в НАО социально значимых проектов. Успел переговорить и с иностранными сотрудниками.
– Нам здесь нравится. Только добирались долго, 20 часов, – улыбается оператор по добыче нефти Фунг Ха Тай.
– Мы рады, что вы остаётесь нашими надёжными партнёрами, наши проекты развиваются несмотря на западное давление, – отмечает глава региона.
– Спасибо вам за поддержку, – отвечает Фунг Ха Тай.
Подводя итоги поездки, глава региона отметил, что компания «РУСВЬЕТПЕТРО» – пример того, как можно работать в условиях санкций.
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
– Сейчас наша страна находится в условиях жёстких санкций западных государств. Фактически под давлением правительств этих государств компании выдавливаются из нашей страны. «РУСВЬЕТПЕТРО» – пример того, как в условиях санкций можно работать в партнёрстве. Нас не пугают санкции, наше партнёрство сохраняется, а проекты развивались и продолжают успешно развиваться, – заключает Юрий Бездудный.
Закрыть- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru
- Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru