«Мне нравится моя работа». Интервью с офтальмологом-хирургом Сергеем Антонюком


Фото: Александра Берг/nao24.ru

Как мы писали ранее, по поручению губернатора НАО Юрия Бездудного в округе с января ежемесячно проводятся офтальмологические операции по лечению катаракты. За полгода плодотворной работы в Ненецкой окружной больнице было сделано более 150 операций.

Порядка 155 жителей региона обрели зрение и вернулись к полноценной жизни благодаря кропотливому и усердному труду профессора, доктора медицинских наук, офтальмолога-хирурга Сергея Антонюка.

Мы пообщались с Сергеем Владимировичем. Он рассказал НАО24, как выявить катаракту на ранних стадиях и уберечь зрение.

Сергей Антонюк окончил Загорскую среднюю школу № 18 Сергиево-Посадского района Московской области. В 1991 году поступил в Московский Медицинский Стоматологический институт имени Семашко на лечебный факультет, который успешно окончил в 1997 году.

С 1997 года проходил обучение в аспирантуре в МНТК имени Фёдорова в Москве, где защитил кандидатскую диссертацию. Далее с 2000 года работал в московском НИИ глазных болезней имени Гельмгольца. В 2003 году защитил там докторскую диссертацию.

С 2006 года участвовал в проекте открытия современной офтальмологии в Брянской области. 

Приказом ВАК в 2012 году было присвоено звание профессора. В 2012-2018 годах работал в центре микрохирургии глаза «Газпром».

С 2018 года создал в Москве несколько офтальмологических клиник, где старается делиться опытом с подрастающими офтальмологами.


Фото: Александра Берг/nao24.ru

— Почему выбрали офтальмологию?

— Это было связано со многими моментами. У меня и родственник был офтальмологом. В целом, это интересная специальность, мне понравилось. Не знаю, захочет ли кто-то из моих детей стать медиком или конкретно офтальмологом. Время покажет. Я считаю, что это прекрасная профессия, помогающая людям обрести зрение, иногда чуть ли не на операционном столе.

— Что больше всего нравится в вашей профессии?

— Больше всего мне нравится общение с разными людьми. Даже во время операции мы всегда с ними болтаем, когда они не в наркозе. У всех есть свои радости и горести, мне всегда интересно узнать их. К тому же каждый день новые лица. У людей разные проблемы. Но именно, узнав своих пациентов лучше, понимаю, правильно ли то, что я делаю. Мне нравится моя работа.

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

— За такую длительную карьеру была ли самая сложная операция?

— Как говорится, «Все счастливые семьи – похожи друг на друга, каждая несчастливая семья – несчастна по-своему». Также и здесь. Каждая операция уникальна в чём-то. Безусловно, есть тривиальные операции, есть более сложные. К сожалению, иногда бывают операции, когда происходит резкий подъём внутриглазного давления, что приводит к определённым сложностям, операция может затянуться часа на два-три. Но в целом операции по поводу катаракты занимают 10 -15 минут в среднем. За час мы можем прооперировать четыре-пять человек.

— Что может стать противопоказанием для проведения операции по удалению катаракты?

— Есть один пример — у пациента была глаукома на оба глаза. И тот глаз, который мы хотели прооперировать (человеку в сложной жизненной ситуации хотелось хоть как-то помочь), даже свет не воспринимает. Скорее всего, зрительный нерв полностью умер и, удалив катаракту, мы ничего не добьёмся, а определённые риски всё равно есть. То есть, операция по удалению катаракты делается в тех случаях, когда с большой долей вероятности можно сказать, что она не даст осложнений.

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

— В Ненецкой окружной больнице появились новые приборы для офтальмологической диагностики. Расскажите о них.

— Был, например, приобретён фороптер — прибор, который с большой скоростью автоматически меняет стёкла при проверке зрения. Если раньше одного пациента в ручном режиме проверяли 15 минут, то сейчас это можно сделать за три минуты, что увеличивает пропускную способность врача и поликлиники. Также теперь есть компьютерный проектор знаков, который высвечивает нужные знаки на экране с большой скоростью, нет необходимости проверять долго и по старинке бегая с указкой. Пневмотонометр бесконтактно и быстро измеряет давление, с высокой точностью показывает, есть ли проблемы. Кроме того, появились приборы для измерения и расчёта хрусталика при операциях по его замене при катаракте. Появился уникальный прибор, который сканирует сетчатку и зрительный нерв на клеточном уровне, так называемый оптическо-когерентный томограф, он часто может вывить патологию на самой ранней стадии.

— Можно ли выявить на начальных стадиях катаракту?

— На начальной стадии можно выявить, если есть какие-то жалобы. Однако, после 40 лет рекомендуется приходить раз в год, проверять зрение и давление. Катаракта в отличие от глаукомы не является экстренным показанием к операции и специфической профилактики нет. Всё, что нужно — здоровый образ жизни, наблюдение за артериальным давлением, уровнем холестерина в крови, сахаром.

— Почему сейчас так много детей, подростков и молодых людей ходят в очках. Связано ли это с компьютером и телефоном?

— Здесь два момента. Доказано, что зрительные нагрузки вблизи провоцируют развитие близорукости. Когда я учился в школе, у нас не было гаджетов: мы 45 минут сидели за партами, потом бегали на перемене. В таком случае глаза смотрели вдаль и мышцы расслаблялись. Сейчас многие дети сидят на уроках в телефонах, на перемене также продолжают смотреть в гаджеты, при этом мышцы не расслабляются, возникает спазм. Вторая проблема — питание.   За последние 10-15 лет питание детей улучшилось, оно не такое, как 70 лет назад после войны, когда были сложности с продуктами. Поэтому в период полового созревания кости детей растут быстро, растёт так же глаз, а оптика не успевает, так возникает близорукость.

— Наследственность играет большую роль?

— Если мама и папа близорукие, то есть 95%, что ребёнок будет близорукий. Из-за акцелерации (ускоренного развития и роста организма) и гаджетов, в случае если у одного из родителей близорукость, вероятность, что ребёнок будет близорукий, становится 60-70%.

Фото: Александра Берг/nao24.ru

— Что хуже влияет на зрение: телефон, компьютер или телевизор?

— Следуя логике — телефон. Когда человек смотрит вблизи, ему надо напрячь мышцы, а чтобы смотреть вдаль, мышцы должны расслабиться. Соответственно, телевизор стоит дальше, поэтому менее вреден.

— Как часто нужно проверять зрение?

 — До 40 лет, если нет критических жалоб, можно проверить зрение раз в пять лет. Если есть близорукость, какие-то микроразрывы сетчатки, то за ними надо следить и показываться офтальмологу раз в год или два.

— Влияет ли стресс на зрение?

— Влияет. Был случай, когда к нам в клинику пришла девушка 26 лет. Её бросил парень, она всю ночь не спала, переживала, потом заметила пятно перед глазом. Мы сделали ей оптическо-когерентную томографию. В итоге оказалось, что у девушки развился макулярный отёк. Из-за стресса, возможно, расширились стенки капилляров, плазма крови вышла в межклеточное пространство, возник отёк. Пришлось сразу сделать ей укол, и зрение улучшилось.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments